Лувр Musée du Louvre |
---|
 |
Лувр(фр.
Musée du Louvre) — один из крупнейших художественных музеев мира
(третий в мире по занимаемой площади: 160 106 квадратных метров, из
которых на 58 470 располагаются экспозиции). Музей расположен в центре
Парижа, на правом берегу Сены, на улице Риволи, в 1-м округе столицы.
Здание
музея — старинный королевский дворец (Palais du Louvre). Конная статуя
Людовика XIV обозначает точку начала так называемой исторической оси
Парижа, но дворец не выровнен по ней.
Лувр — один из старейших
музеев с богатой историей коллекционирования художественных и
исторических реликвий Франции, начиная со времён династии Капетингов и
до наших дней.
В Лувре собиралось всё, этот музей можно назвать
универсальным. Его коллекции покрывают огромные географические и
временные пространства: от западной Европы до Ирана через Грецию, Египет
и Ближний Восток; с античности до 1848 года. Европейское искусство
новейшего периода времени — с 1848 года и до наших дней — представлено в
Музее Орсе и Центре Жоржа Помпиду, а азиатское выставляется в музее
Guimet. Искусство Африки, Америки и Океании экспонируется в музее
набережной Бранли.
Самые известные экспонаты Лувра: свод законов
Хаммурапи, Венера Милосская, Ника Самофракийская, Джоконда (Мона Лиза) и
другие картины Леонардо да Винчи, картины Рембрандта, Тициана, Свобода
на баррикадахкисти Делакруа.
Королевский дворец
В основе
Лувра лежит замок-крепость — Большая башня Лувра, — возведённого королем
Филиппом-Августом в 1190 году. Одним из главных предназначений замка
было наблюдение низовий Сены, одного из традиционных путей вторжений и
набегов эпохи викингов. В 1317 году, после передачи имущества Тамплиеров
Мальтийскому ордену, королевская казна переносится в Лувр. Карл V
делает из замка королевскую резиденцию.
Устаревшая Большая башня
Лувра была разрушена по приказу Франциска I в 1528 году, и в 1546
начинается превращение крепости в великолепную королевскую резиденцию.
Эти работы проведены Пьером Леско и продолжались во время правления
Генриха II и Карла IX. Два новых крыла были присоединены к зданию. В
1594 году Генрих IV решает соединить Лувр с дворцом Тюильри, построенным
по желанию Екатерины Медичи. Квадратный двор дворца создавался
архитекторами Лемерсье, а затем Луи Лево во времена правления Людовика
XIII иЛюдовика XIV, он увеличил дворец в четыре раза. Оформлением и
украшением дворца руководили тогда такие художники как Пуссен, Романелли
и Лебрен. В 1667—1670 гг. архитектором Клодом Перро на восточном фасаде
дворца, выходящем на площадь Лувра, сооруженаКолоннада Лувра.
В
1682 году[2] работы были резко приостановлены, когда Людовик XIV
выбирает Версаль как новую королевскую резиденцию. Начиная с XVIII века
растет количество предложений превратить здание Лувра в музей. Проект
рождается в правление Людовика XV и заканчивается сФранцузской
Революцией.
По прошествии бурных революционных лет работы в Лувре
продолжил Наполеон I. Его архитекторы Персье и Фонтен начали сооружение
северного крыла вдоль улицы Риволи. Это крыло было достроено в 1852
году при Наполеоне III, и сооружение Лувра было завершено. После пожара и
разрушения Тюильри, происшедших при осаде Парижской коммуны в мае 1871
года, Лувр приобрел современный вид. В 1989 году в центре
Наполеоновского дворика была возведена стеклянная пирамида (архитектор
Йо Минг Пей).
Впервые двери музея были открыты для публики 8
ноября 1793 г., во время Французской революции. При Первой империи
именовался музеем Наполеона.В начале своего существования Лувр пополнял
фонды за счет королевских коллекций, собранных в своё время Франциском I
(итальянские полотна) и Людовиком XIV (самое крупное приобретение — 200
полотен банкира Эверара Жабаха (фр. Everhard Jabach). На момент
основания музея королевская коллекция насчитывала ровно 2500 полотен.
Постепенно
в собрание музея были переданы наиболее ценные картины королевской
коллекции. Огромное количество скульптур пришли из Музея французской
скульптуры (musée des Monuments français) и после многочисленных
конфискаций имущества в период революции.
В период наполеоновских
войн с подачи первого директора музея, барона Денона, луврская
коллекция пополнялась военными трофеями, тогда же в музей попадают
археологические находки из Египта и Ближнего Востока. На протяжении XIX и
XX веков коллекция музея была пополнена в результате множества
приобретений и даров, в числе последних — коллекция Эдмунда Ротшильда,
доставшаяся музею по завещанию последнего.
Экспонаты попадали в
Лувр различными путями. Одни из самых известных полотен Лувра — Джоконда
(Леонардо да Винчи) и Прекрасной садовницы (Рафаэль) — принадлежали
Франциску I (он приобрёл Джоконду в 1519 году). Брак в Кане Галилейской
(Паоло Веронезе) была украдена из монастыря в Венеции в 1798 году.
«Маленький нищий» Мурильо был куплен Людовиком XVI в 1782 г. А
«Кружевница» Вермера и «Автопортрет с чертополохом» Дюрера приобретены
музеем в 1870 и 1922 годах соответственно. Наконец, полотно «Христос на
Кресте»Эль Греко досталось музею даром, его забрали из здания суда в
Prades (Восточные Пиренеи) в 1908 году.
Самые известные
скульптуры музея — Венера Милосская, найденная в 1820 году и тогда же
приобретённая послом Франции у турецкого правительства, и Ника
Самофракийская, найденная по частям в 1863 году на острове Самотраки
Шарлем Шампуазо (фр. Charles Champoiseau), археологом и вице-консулом
Франции в Адрианополе.
Коллекции Лувра хранят шедевры искусства
разных цивилизаций, культур и эпох. В музее около 300 000 экспонатов, из
которых только 35 000 выставляются в залах. Экспонаты Лувра разбиты на
следующие коллекции:
Древний Восток,Древний Египет, Древние Греция, Этрурия, Рим,Искусство ислама,Скульптуры,Предметы искусства
